Слово «йога» происходит от библейского слова «yoke», имеющего различные трактовки: «соединять», «освобождать», «связывать». Значение слова частично отражает суть всей практики – соединение индивидуального сознания Атмана (высшего «Я») с бесконечным сознанием Брахмана.
1. История возникновения йоги
2. Цели йоги
3. Польза йоги
4. Противопоказания йоги
5. Восемь ступеней йоги
5.1. Яма
5.2. Нияма
5.3. Асана
5.4. Пранаяма
5.5. Пратьяхара
5.6. Дхарана
5.7. Дхьяна
5.8. Самадхи
6. С чего начать занятия йогой?
7. Рекомендации по занятию йогой
8. Виды йоги
9. Стили йоги
10. Заключение
11. Видео: самые популярные стили йоги
Брахмана – это первооснова всего, всех вещей и всего сущего, индифферентный абсолют. В ведийской и индуистской культурах под Брахмана подразумевается «душа всего мира», всего сущего.
Атмана – неотъемлемая часть Брахмана, обозначающая неизменную духовную сущность, осознающую своё уникальное существование. Этим термином в индийской философии и индуизме описывается высшее «Я» каждого живого существа.
Также йога является технологией осознания. Она работает с любыми уникальными затруднениями или флуктуациями (случайное отклонение от нормы) человеческого сознания, вне зависимости от индивидуального уровня практики и стадии познания.
В классическом трактате йоги, Йога-сутрах Патанджали, дано исчерпывающее определение йоги, прошедшее сквозь века: «Йога – практика устранения неконтролируемых флуктуаций сознания».
Если рассматривать этимологическое и практическое значение йоги через призму «западного» восприятия практики, то в широком смысле йога – это многоступенчатая система практик, методов воздействия на тело и разум (сознание).
История возникновения йоги
Точная дата возникновения йоги доподлинно неизвестна, но первые упоминания о ней относятся приблизительно к третьему веку до нашей эры. В то время на западе Индии существовала Индская (Хараппская) цивилизация, именно в их старинных Ведах впервые было обнаружено упоминание о йоге.
Веды – это разрозненные сборники древних духовных текстов, содержащие в себе различные обрядовые ритуалы, песни и мантры. Ведами пользовались в основном священнослужители и брахманы (члены высшей варны индуистского общества).
Именно эти люди внесли наибольший вклад в развитие и совершенствование йоги. Они заносили в Упанишады (большая книга на более чем двести листов, подытоживающая отдельные главы четырех Вед) описание медитаций и основных принципов будущего учения.
Считается, что уже тогда население Индской цивилизации практиковало древнейшую форму йоги. В те времена она не имела практически ничего общего с современной йогической практикой.
Этот исторический виток в развитии учения относится к доклассическому периоду. В то время йога представляла собой свод устоявшихся взглядов, мнений и учений, некоторые из которых противоречили друг другу.
На развитие и формирование основной концепции классической йоги оказали влияния следующие писания и учения:
-
- Так называемые «средние» Упанишады (шестой век до нашей эры).
- Махабхарата (вторая половина первого тысячелетия до нашей эры).
- Йога-сутры Патанджали (второй век до нашей эры).
- Бхагават-гита (третий-пятый век до нашей эры).
Наибольшее влияние на классическую йогу оказали Йога-сутры Патанджали, в них впервые йогическое учение систематизируется и определяется. Патанджали полностью изменил представление о йоге, реорганизовал иерархию её постижения в классическую «восьмёрку» (восемь ступеней йоги).
Именно в труде Патанджали были описаны все стадии практики необходимые для достижения просветления (самайи), поэтому его труд считается основополагающим для йоги.
Спустя века после труда Патанджали мастера йоги сформировали и систематизировали целые комплексы физических практик и упражнений для улучшения здоровья, продления жизненного пути йога. Таким образом, пройдя через века, йога, практика духовно-физических связей, сформировала свою уже привычную форму и содержание.
В таком виде учение распространялось на запад в Европу и на север в Россию. Первый «бум» йоги в Европе и России пришёлся на двадцатый век. В то время магазины пестрели книгами с разноцветными обложками, написанными предприимчивыми бизнесменами из США и Европы.
Тогда они не отражали истинных целей йоги, её психофизиологических тонкостей и писались людями, далёкими от йоги исключительно с целью заработка. Поэтому классическое учение ещё долго было недоступно для большинства людей, проживающих далеко за пределами Индии.
Всё изменилось ближе к концу двадцатого началу двадцать первого века с развитием технологий, популяризацией восточной культуры и повсеместным открытием фитнесс-центров. Именно в это время классическая йога постепенно, но уверенно начала интегрироваться в европейскую и российскую культуры, с каждым годом находя все большее и большее количество последователей.
Цели йоги
Йога – это путь к гармонии тела, разума и души длинною в жизнь, а иногда и в несколько жизней.
Учение направлено на гармонизацию всех трёх составных частей человеческой сущности. Считается, что йога — это исключительно духовная практика, однако такое мнение ошибочно. Помимо духовного воздействия на практикующего, она также влияет на его эмоциональное, физическое и ментальное состояние.
Асаны и пранаямы из йоги способствуют распределению по телу праны, гармонизации всех клеток человеческого организма, ясности мышления и отречению от всего мирского.
На физическом уровне практика способствует восстановлению тела, отдельных его органов и систем. Иногда с этой целью применяют шаткармы (шесть очистительных практик из хатха-йоги), они очищают тело от слизи и жира, приводят в гармонию все три Доши (от их состояния зависит функционирование всего организма).
Однако это далеко не все цели йоги, так как существует множество видов и стилей этой практики, преследующих различные цели. Поэтому более полный список целей йоги может выглядеть следующим образом:
- познание себя и своего «Я»;
- развитие гибкости тела, силы и контроля;
- обретение долголетия;
- приведение мыслей к гармонии;
- излечение некоторых болезней;
- понимание своего тела и разума;
- обретение психологической устойчивости.
Йога затрагивает все аспекты человеческой жизни и является комплексным учением, поэтому вышеописанный перечень не является исчерпывающим. Он лишь характеризует направление движения.
Заниматься йогой необходимо отталкиваясь от внутреннего стремления к самопознанию и самосовершенствованию, оставляя в стороне корыстные побуждения, а также желание достигнуть определённых результатов или целей. Только так возможно постичь эту практику.
Польза йоги
Йога оказывает полезное действие на все три тела – тонкое (сукшма-шарира, тело ума и жизненной энергии), казуальное (карана-шарира, кармическое тело причинности) и грубое (стхула-шарира, физическое тело, лишённое индивидуальности и духовности).
Такое разнонаправленное действие сказывается на всём человеческом теле, включая сознание и душу.
Вот лишь самые важные полезные свойства йоги:
- Регулярная практика способствует увеличению гибкости тела. Достигается такой эффект благодаря тому, что многие асаны выполняются в состоянии статически-активной (растяжение за счёт силы мышц) или статически-пассивной (растяжение за счёт веса тела) гибкости.
- Нормализует артериальное давление. Исследование на эту тему в США проводилось уже достаточно давно, оно показало, что занятия йогой, даже без соблюдения какой-либо диеты, приносят ощутимую пользу и показатели артериального давления у практикующих действительно снижаются в среднем на 3-5 пунктов (как нижнее, так и верхнее).
- Выполнение различных асан способствует укреплению всех суставов, костей и позвоночного столба (ствол жизни). Во время занятий улучшаются метаболические процессы, как местно (в суставах), так и во всём организме, в асанах прорабатываются практически все суставы, вследствие чего увеличивается их эластичность. Такое комплексное воздействие на костно-суставной аппарат предупреждает развитие многих заболеваний, в частности артрит, остеопороз, артроз, сколиоз и прочие.
- Снижает содержание в крови липопротеидов низкой плотности («плохой» холестерин) и сахара, а также повышают содержание липопротеидов высокой плотности («хороший» холестерин). Обусловлено это снижением уровня адреналина и кортизола в крови (происходит во время занятий). Также снижение содержания этих гормонов приводит к повышенной чувствительности организма к действию инсулина и более активному снижению массы тела.
- Помогает расслабиться. Во время занятий основная нагрузка с симпатической нервной системы плавно переносится на парасимпатическую нервную систему. Вследствие такой балансировки снижается давление, частота сердечных сокращений, увеличивается местное кровообращение в репродуктивной и пищеварительной системах, что и приводит к расслаблению всего тела.
- Снимает стресс и устраняет некоторые его последствия. Стресс сопутствует многим заболеваниям (синдром разраженного кишечника, вегетососудистая дистония, язва желудка, запоры и прочие), а йога прекрасно с ним справляется. Для этого практикуют различные расслабляющие асаны, а также прибегают к помощи медитации. Расслабляющая практика позволяет нервной системе отдохнуть и восстановиться. Вследствие чего снижается не только «уровень» стресса, но также улучшается сон, нормализуется самочувствие и настроение.
- Пранаямы, медитация и асаны стимулируют работу иммунной системы. Ученые пришли к выводу, что наибольшую пользу в йоге для иммунной системы представляют медитативные практики. Они сильнее всего стимулируют иммунитет, способствуют повышению уровня антител при вакцинации. Медитация также снижает иммунный ответ организма, благодаря чему некоторые аутоиммунные заболевания переносятся намного легче (псориаз, ревматоидный артрит и прочие).
- Способствует омоложению органов и тканей. Регулярные занятия положительно сказываются на работе иммунной и гормональной систем, от качества функционирования которых во многом зависит тонус кожи и всего тела в целом. Также йога облегчает течение климакса у женщин.
Ученые из Мадрида доказали, что регулярные утренние занятия йогой снижают зависимость от различного рода привычек (социальные сети, курение и прочие). Они также заряжают энергией на весь последующий день, предупреждают депрессивные расстройства, повышают настроение, стрессоустойчивость и дарят радость.
Противопоказания йоги
Как и любой другой вид физической нагрузки, йога имеет список абсолютных противопоказаний. Поэтому при наличии следующих состояний и заболеваний практиковать её не рекомендуется:
- новообразованиях злокачественного характера;
- заболеваниях психики (эпилепсия, расстройство личности, шизофрения, пограничные расстройства и прочие);
- гипертонии (системное повышение показателей артериального давления);
- паховой грыже;
- менингите;
- инфицировании спинного мозга;
- серьезных аутоиммунных заболеваниях;
- патологиях или болезнях опорно-двигательного аппарата;
- черепно-мозговых травмах;
- заболеваниях крови;
- серьезных заболеваниях сердечно-сосудистой системы (аневризм аорты, тахикардия пароксизмальная и прочие).
Помимо абсолютных противопоказаний к практике, существует также список временных ограничений. Ограничительные меры требуется соблюдать при наличии:
- Чрезмерно повышенной или пониженной температуре тела.
- После недавно перенесенного инфаркта или инсульта (продолжительность ограничительных мер определяет лечащий врач в каждом случае индивидуально).
- Проблем в работе вестибулярного аппарата.
- Сильнейшего переутомления и перенапряжения.
- Беременности (срок от трёх месяцев).
- ОРВИ или другого простудного заболевания.
- Хронических болезней в стадии обострения (язва желудка, колит, холецистит).
- Недавнего оперативного вмешательства (после любых оперативных вмешательств занятия прекращаются на три-шесть месяцев, в зависимости от сложности операции).
- Внутриглазного или внутричерепного давления.
В каждом из вышеописанных случаев ограничительные меры могут кардинально отличаться. В одних случаях ограничений придерживаются на протяжении нескольких недель (простуда, повышение температуры тела), в других – до полугода (инфаркт, инсульт и прочие).
Восемь ступеней йоги
Выше уже упоминалось о том, что ключевая роль в развитии и становлении йоги отводится йога-сутрам Патанджали, в которых мудрец собрал и систематизировал важнейшие знания индской цивилизации, накапливавшиеся веками.
В своём труде Патанджали именовал йогу Аштангой (в переводе с санскрита обозначает «восемь ступеней»).
Придание гласит, что мудрец в обличии змеи явился с небес к своей матери, через неё он хотел поведать всему людскому роду о своей практике, чтобы у людей появилась возможность отречься от всех мирских страданий и обрести гармонию.
Система Патанджали устроена таким образом, что каждая ступень облегчает и гармонизирует освоение последующей ступени. Поэтому игнорировать некоторые ступени или «перепрыгивать» через них не рекомендуется.
Конечная цель всех восьми ступеней Патанджали – самайи. Это состояние наивысшего просветления, сам мудрец определял его как сознание Бога.
Яма
В процессе освоения первой ступени Патанджали, практикующие налаживают отношения с окружающим миром и воспитывают в себе важнейшие морально-нравственные качества. Развивают осознанность, определяют своё место в большом мире.
Вот пять важнейших принципов Ямы:
- Астея. Принцип отречённости от вещественных мирских благ, предполагающий отсутствие корыстолюбия (сюда же относится присвоение чужих вещей). Также Астея учит делиться хорошими мыслями и материальными вещами с окружающими людьми.
- Ахимса. Принцип ненасилия, предполагающий замену всех вредных мыслей, поступков и слов на противоположные.
- Брахмачарья. Принцип моногамии. Он предполагает отречённость от всех сексуальных контактов за пределами брака (сюда же относятся сексуальные фантазии о других людях).
- Сатья. Принцип открытости, правдивого выражения действий, мыслей и слов. Учит честности как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим людям.
- Апариграха. Принцип нестяжательства. Апариграха учит превозносить морально-нравственные мотивы и цели над любыми материальными ценностями. Не накапливать мирские блага.
Соблюдение всех пяти вышеописанных принципов кардинально меняет морально-нравственный облик практикующих и облегчает их дальнейшее восхождение по «лестнице» Патанджали.
Нияма
Вторая ступень полностью сосредоточена на духовном труде практикующего над собой. В древних текстах жизнь упоминается как нечто мимолетное, что необходимо использовать по максимуму. Для этих целей существует пять принципов Ниямы:
-
- Ишвара пранидхана. Подразумевает посвящение своей воли и своих принципов Богу. Как только практикующие осознают, что всё на свете исходит от высших сил, они обретают смирение, становятся способными обуздать свою волю. Это важная часть пути к самайи.
- Шауча. Принцип чистоты разума и тела. Постигая его, практикующие постепенно избавляются от нечистых помыслов, исключают из своей жизни плохие слова и тем самым искореняют болезни тела, идущие от «нечистого разума». На второй стадии Шаучу практикующие вырабатывают привычку к здоровому и полезному питанию.
- Свадхьяя. Принцип самообразования через самонаблюдение и пробуждение души. Позволяет практикующим постигнуть их подлинные возможности, определить своё место в мире и прийти к гармонии сосуществования с планетой.
- Сантоша. Принцип удовлетворённости. Постигая Сантошу практикующие постепенно вырабатывают удовлетворённость в отношении тех вещественных благ, которые они уже имеют. Это позволяет им отречься от материального мира. Главная цель практикующих Сантошу – достичь удовлетворённости своей судьбой, вне зависимости от того, будет ли это судьба бедняка или судьба богача.
- Тапас. Принцип внутренней самодисциплины, граничащий с аскетизмом. Постигая Тапас практикующие учатся добиваться поставленной цели невзирая на трудности и не опираясь на эгоистические или корыстные побуждения. Тапас «выковывает» у практикующих силу воли и самодисциплину.
Освоение первых двух ступеней является обязательным для перехода к практике Асан. Яма и Нияма – две фундаментальные ступени, подготавливающие тело и разум практикующих к физическим практикам.
Асана
На третьей ступени, практикующие приступают к работе с телом, выполняют асаны. Во время практики особое внимание удаляется двум основным принципам: сукха и стхира. Первый предполагает легкость и удобство, второй – непрерывность.
Асаны подготавливают разум и тело практикующих к последующим медитативным практикам, избавляя от стресса и излишнего напряжения.
Пранаяма
С помощью пранаям практикующие обучаются управлять собственным дыханием посредством вдохов, выдохов и задержек.
Размеренные, глубокие вдохи успокаивающе воздействуют на разум, устраняют лишние мысли, способствуют более эффективному протеканию праны (энергии) по телу.
Спокойный ум позволяет лучше управлять жизнью и принимать более рациональные решения. Считается, что Пранаяма это своего рода введение в медитативные практики, первая ступень к их постижению.
Пратьяхара
На этой ступени, практикующие обучаются обращать свои мысли, своё сознание и свой разум внутрь себя. По сути, Пратьяхара направлена на исключение чувственного опыта (через звуки, зрение, запах и прочее) и постижение уже имеющихся знаний.
Практикующие «отключают» своё сознание от внешнего мира, от всех чувственных раздражителей, устремляют разум внутрь себя и производят классификацию воспринимаемой информации. Пратьяхара позволяет переосмыслить ценности, понять, что действительно важно, что нет, а что вообще не имеет никакого значения.
Дхарана
Постигая асаны, пранаямы и пратьяхару практикующие подготавливают себя к полноценным медитативным практикам.
По мере развития контроля над телом и разумом у практикующих вырабатывается техника сосредоточения и концентрации на конкретных объектах с полным погружением в настоящий момент. Этому учит Дхарана.
Дхьяна
Постигая седьмую ступень Патанджали практикующие учатся фокусироваться на однородных состояниях сознания и настоящем моменте.
Во время практики, и только после очищения концентрацией (Дхарана), сознание «превращается» в контролируемый поток, позволяющий спонтанно созерцать и медитировать.
Такое состояние достигается при полной отрешенности, а также при отсутствии тревоги и беспокойства. Во время медитации мысли воспринимаются умом и ощущаются практикующими как внешний шум, никак не отвлекающий.
Самадхи
Это последняя из восьми ступеней Патанджали, которая характеризуется как безусильное и ясное сознание далеко за пределами двойственности и мысли.
Достигается состояние тогда, когда в уме практикующих остаётся лишь один объект созерцания и ничего более. Во время такого состояния практикующие находятся далеко за пределами собственного «Я» и своей индивидуальности.
Самадхи сравнимо с состоянием транса или сна, в котором сознание полностью погружено в забытье и не осознаёт само себя.
С чего начать занятия йогой?
Не существует правильного пути освоения йоги. Одни люди начинают своё знакомство с пранаям, другие с асан, а третьи сразу стремятся постигнуть медитативные техники.
Каждая из этих «дорог» по-своему правильная и в конечном итоге, после осознания практикующими своих действий и желаний приводит к одной и той же цели.
Но существует ориентировочный список этапов, на которые можно ориентироваться для более быстрого освоения йоги:
- изменение морально-нравственного состояния (Яма и Нияма);
- приведение разума и тела в состояние гармонии через их очищение (Шаткармы, Асаны);
- выполнение дыхательных упражнений (Пранаямы);
- погружение внутрь себя (Пратьяхара);
- практика сосредоточения и концентрации (Дхарана);
- освоение медитативных техник (Дхьяна);
- достижение самайи через практику Самадхи.
Также считается, что важнейшей составляющей освоения йоги является альтруистическая деятельность, безвозмездное служение нуждающимся.
Рекомендации по занятию йогой
Осваивать йогу можно как в домашних условиях, так и под руководством опытного наставника. Конечно, продвинуться достаточно глубоко в своих познаниях и умениях без сторонней помощи практически невозможно. Но освоить базовые асаны и несложные пранаямы в домашних условиях вполне возможно.
Практика более сложных техник (шаткармы, медитация и прочие) уже требует знаний и практического опыта йога-наставника.
Вот перечень важнейших рекомендаций, которые позволят эффективнее осваивать практику в домашних условиях:
- За несколько часов до занятия не употребляйте вообще никакой пищи. Пейте воду, кисломолочные напитки, но не позднее чем за тридцать минут до начала занятия.
- Перед занятием на протяжении тридцати-сорока минут проветривайте помещение.
- Практикуйте преимущественно в утреннее время суток. Вечером отдавайте предпочтение расслабляющим и подготавливающим ко сну асанам и пранаямам.
- По возможности занимайтесь в пустом помещении, в нём не должно быть отвлекающих и воздействующих на зрительные органы предметов.
- Для занятий используйте каримат или мягкий шерстяной коврик.
- Откажитесь от одежды из плотной ткани. Отдавайте предпочтение вещам, которые не обтягивают тело и не мешают выполнению различных скруток и прогибов.
Занимаясь самостоятельно, важно усвоить один момент, не стоит ориентироваться на прогресс в йоге как на самоцель. Он непременно произойдет, но именно тогда, когда тело и разум будут к нему готовы.
Обычно прогресс наступает постепенно, сначала увеличивается гибкость тела, улучшается настроение, ощущается прилив энергии, открываются тазобедренные суставы, укрепляется мышечный корсет. Параллельно всем этим этапам возникают «прорывы» в практике, когда получается выполнить асану, которая раньше не получалась или скрутку.
Очень важно не торопить этот прогресс, а просто следовать за ним и наслаждаться своими маленькими, но регулярными успехами.
Виды йоги
Существует огромное количество разновидностей йоги, но наибольшей популярностью пользуются её классические типы:
- Карма-йога. Основная цель практики заключается в выполнении предписанных Богом обязанностей (Дхарма) на пределе своих возможностей, но без привязанности к плодам трудов.
- Бхакти-йога. Практика предполагает развитие преданности и любви к Богу, а также исполнение его воли. В бхакти-йоге практикуется Атма-ниведана – жертвование своих помыслов и действий Богу, регулярное произнесение мантры «Ом».
- Джняна-йога. Практика дисциплинирования ума и борьбы с невежеством. Она включает в себя разнообразные медитативные техники и три критерия истинности к Высшему сознанию: Садху (практика), Шастра (литература духовного характера) и Шабда (точка зрения гуру-наставника).
- Раджа-йога. Практика направлена на дисциплинирование разума через медитативные техники (Дхьяна), осознание разницы между иллюзией и реальностью, а также на достижение мукти (освобождение от круговорота смертей и рождений).
Стили йоги
Каждый стиль йоги имеет своё конкретное назначение, отталкиваясь от которого можно выбрать для себя наиболее подходящее направление для практики. Вот наиболее популярные и распространённые стили йоги:
- Кундалини-йога. В этом стиле основной упор делается на подъем энергии от основания позвоночника. С этой целью практикуются пранаямы, асаны, используются медитативные техники и мантры.
- Хатха-йога. Этот стиль включает в себя различные шаткармы, асаны, пранаямы, бандхи, мудры и даже элементы Пратьяхары (работа с сознанием), Дхьяны и Дхараны. Практикующие соблюдают принципы Ямы и Ниямы.
- Йога-Айенгара. Это разновидность хатха-йоги, основанная Айенгаром. Основной упор в практике осуществляется на правильное положение тела для его гармоничного и анатомически безупречного развития.
- Йога-Нидра. Стиль предполагает глубокое расслабление сознания и тела, практикуется для максимальной релаксации.
- Аштанга-йога. Ещё одна более современная разновидность хатха-йоги. В ней упор делается не на расслабление тела и развитие его гибкости, а на формирование силы тела и духа. Основная цель Аштанга-йоги – самадха (духовное совершенство).
Заключение
Классическая йога помогает привести в гармонию с окружающим миром всё тело, включая разум и мысли. Избавиться от некоторых заболеваний, улучшить гибкость тела, определить собственное «Я» и его место в этом мире.
Также регулярная практика способствует улучшению настроения, повышению общей энергии, радости и умиротворению. Йога меняет не только физический облик человека, но и его внутреннее состояние.
Самое главное в освоении йоги – осознанность. Нельзя относится к ней ограниченно, как к физкультуре или физическим упражнениям. Йога – нечто гораздо большее это способ коммуникации с собственной психикой, познание себя через познание собственного тела и стремление к просветлению (самайи).