Аштанга йога — динамическая силовая техника

Аштанга йога или восьмиступенчатая йога Патанджали – это динамическая практика, сформировавшаяся в русле классической хатха-йоги в середине прошлого века.

Отличительной особенностью техники является определённая последовательность асан, выполнение которых осуществляется непрерывно благодаря виньясам (сочетание движений и дыхания) – связующим звеньям.

В классической хатха йоге основное внимание уделяется развитию гибкости тела, пранаямам и расслаблению, аштанга йога в отличие от своей «прародительницы» направлена на формирование силы тела и духа, выносливости.

Конечной целью практики является самадхи – духовное совершенство, абсолютное равновесие сознания, при котором не существует никаких противоречий между внешним и внутренним миром.

Аштанга йога состоит из восьми последовательных ступеней, восхождение на которые полностью меняет моральный, физический и ментальный облик практикующего.

Техника ориентирована преимущественно на здоровых и физически развитых людей, так как продвижение по духовному восьмиступенчатому пути аштанга йоги сопряжено с большими нагрузками высокой интенсивности, справиться с которыми под силу не каждому.

История возникновения

Основы современной аштанга йоги были заложены в древнейших индийских ведах около 8-ми тысяч лет назад: «Яджур-Веда» и «Риг-Веда». В них подробно описываются различные духовные и физические аспекты практики, нюансы дыхания и движений, в частности комплекс Сурья Намаскар (приветствие Солнцу).

Философский базис практики был заложен в «Йога Сутрах», именно в этой книге риши Патанджали собрал и систематизировал все важнейшие знания йоги, определил цель практики (читта-вритти-ниродха) и описал восемь ступеней для восхождения йогина.

К 1948 году Шри Кришна Паттабхи Джойс систематизировал все вышеописанные знания и усовершенствовал их под руководством своего гуруджи Шри Тирумалай Кришнамачарья. Так на свет появилась современная аштанга йога, а также институт в Майсуре, где вплоть до 2009 года и преподавал свою технику Паттабхи Джойс.

До конца 60-х годов учеников у Паттабхи Джойса было мало, его техника не пользовалась особой популярностью. В начале 70-х всё резко изменилось, в Индию тысячами устремились американские дауншифтеры, уставшие от идеологии бесконечного потребления.

Некоторые из них проявили особый интерес к аштанга йоге и впоследствии распространили технику по всему миру. Огромную роль в этом сыграли Андре Ван Лисбет (первый ученик не индиец) и Эдди Штерн. Последний обучаясь под руководством Паттабхи Джойса перевёл «Йога мала», написанную гуру в период между 1958 и 1960 годами. Этот перевод на английский язык, изданный в 1999 году, по сей день является справочным руководством для инструкторов и учеников аштанга йоги по всему миру.

Паттабхи Джойс - основатель силовой аштанга йоги.

Польза Аштанга йоги

Аштанга йога – это техника для продвинутых людей, она идеально подходит амбициозным молодым практикам и спортсменам. Не утратив мотивации за первый месяц занятий, уже можно ощутить изменения, происходящие на ментальном и физическом уровнях.

Полезное действие аштанга йоги:

  1. Развивает гибкость. Динамическая практика асан, связанных между собой виньясами, включает в работу не только основные поверхностные мышцы, но также и более глубокие (активизируются в процессе выполнения виньяс).
  2. Тонизирует мышцы спины и живота. Комплекс упражнений, ориентированный на растяжение тела и области позвоночника в частности, способствует восстановлению мышечного тонуса живота и спины. Это особенно актуально для женщин в послеродовом периоде (диастаз прямых мышц живота) и для людей с болями в спине.
  3. Очищает организм от шлаков и токсинов. Динамическая практика, во время которой происходит попеременная активизация и расслабление различных мышечных групп, способствует усиленной циркуляции крови по всему организму. Благодаря этому шлаки и токсичные вещества активнее выходят из организма с потом, мочой и калом.
  4. Снижает массу тела. Непрерывная система интенсивных упражнений аштанга йоги требует огромных энергозатрат. Регулярная практика приводит к снижению массы тела и появлению мышечного рельефа.
  5. Успокаивает и очищает разум. Во время практики тело объединяется с разумом и духом, а вся его внутренняя энергия устремляется в правильное русло, что способствует устранению стресса, успокоению и умиротворению.
  6. Улучшает общую концентрацию. На занятиях по аштанга йоге используется техника концентрации внимания дришти. Именно её постоянная практика способствует большей самодисциплине разума и внимания.
  7. Развивает выносливость. В процессе регулярных занятий постоянно нагружаются и тренируются дыхательная, мышечная и сердечно-сосудистая системы. Это три ключевых «узла» от которых зависит развитие общей выносливости.

Добиться стойкого результата от занятий можно только регулярными тренировками. Об этом необходимо помнить, приступая к занятиям йогой. Любой вид йоги, и аштанга в частности, не гарантирует сиюминутного результата, в этом направлении длительность практики прямопропорциональна полезному эффекту от неё. Чем дольше продолжаются занятия, тем больше пользы в долгосрочной перспективе они приносят.

Аштанга йога: восемь ступеней

В основе техники лежат восемь ступеней Патанджали, освоение каждой из которых осуществляется последовательно. Первые две ступени дополнительно подразделяются на пять внешних и пять внутренних обетов.

Восхождение по системе патанджали происходит параллельно физической практике.

Восемь ступеней аштанга йоги.

Яма

Перечень обетов практикующего по отношению к внешнему миру. В системе Патанджали существует пять обетов (принципов): Ахимса, Апариграха, Сатья, Брахмачарья и Астея. Эти обеты формируют морально-нравственный облик практикующего и его отношение к окружающему материальному миру на ментальном уровне.

  1. Ахимса. Принцип ненасилия, он распространяется как на окружающих, так и на самого практикующего. Предполагает избавление от любой агрессии, развитие сострадания и сочувствия по отношению ко всем живым существам. Соблюдать Ахимсу в полной мере очень сложно, однако к этому постоянно необходимо стремиться. Начинать можно с малого, мысленно удерживая в уме те Ахимсы, от которых в перспективе нужно будет полностью отказаться (употребление животной пищи, ношение одежды из натуральной кожи или шерсти и прочее).
  2. Сатья. Принцип честности, не предполагающий также самообмана. Любая ложь, будь то ложь окружающим или самому себе недопустима. Под ложь также подпадает двусмыслие, недосказанность.
  3. Астея. Принцип честности в широком смысле слова (обет честности по отношению к себе и окружающим людям). В некоторых трактовках Астея также подразумевает «неворовство» или «неприсвоение» чужих материальных благ. В «Йога Сутрах» также говорится о том, что, практикуя этот обед можно достичь просветления и успокоения ума.
  4. Брахмачарья. Принцип «плотского» воздержания, контроля похоти. Он не распространяется на людей, состоящих в браке. Но предполагает чистоту помыслов от сексуальных фантазий. Один из важнейших обетов для начинающих практиков. Отсутствие контроля за сексуальной энергией опасно и может приводить к «обнулению» эффекта от занятий йогой.
  5. Апариграха. Принцип нестяжательства и ненакопительства. Он предполагает отсутствие любых ненужных материальных благ, включая дары. Счастье и просветление в аскетизме. Любые материальные вещи требуют энергии, которая расходуется на поддержание их работоспособности или функционирование. Энергия – это самое ценное в йоге и жизни в целом.

Некоторые из вышеописанных обетов являются упрощёнными или расширенными аналогами библейских заповедей, другие трудноисполнимы на практике. Однако без Ямы и Ниямы сформировать морально-нравственный облик йогина невозможно.

Нияма

Если Яма предполагает обеты по отношению к окружающим, то Нияма ориентирована исключительно на практикующего. В системе Патанджали описаны пять обетов (принципов): Ишвара Пранидхана, шауча, Тапас, Сантоша и Свадхьяя.

И Яма и Нияма являются взаимодополняющими ступенями, последовательное освоение которых довершает морально-этический облик йогина.

  1. Шауча. Принцип чистоты в широком смысле слова. Он предполагает соблюдение чистоты на всех уровнях: разум, тело и речь. Для очищения тела, помимо стандартных гигиенических процедур, используются шаткармы и диета. Очищение речи предполагает удаление из неё инвективной лексики (сквернословие), слов-паразитов и прочего. Очищение разума самое сложное и требует огромных усилий. Упорядочить и обуздать поток мыслей, дать им верное направление – вот главная задача.
  2. Сантоша. Принцип удовлетворённости происходящим. Под удовлетворённостью подразумевается удовлетворённость всем происходящим в жизни. Также Сантоша предполагает борьбу с Тришной (жажда). Постоянная нехватка «чего-то», постоянное желание «чего-то» нового. Важно всегда довольствоваться тем, что уже есть.
  3. Тапас. Принцип преодоления любых трудностей с достоинством. Практика аштанга йоги сопряжена с различными трудностями, будь то выполнение сложной асаны или пранаямы. Трудности необходимо встречать и преодолевать с достоинством, проходить через них и идти дальше.
  4. Свадхьяя. Принцип самообразования и самопознания. Любое развитие – это постижение новых знаний, новая информация. В основном включает в себя изучение духовной литературы. Но любые знания, полученные бесцельно, не имеющие отношения к саморазвитию являются пустой тратой энергии и времени.
  5. Ишвара Пранидхана. Принцип принятия Бога (Абсолюта) и смирения. Всё происходящее в жизни человека, череда неудач, радостей – неотъемлемая часть жизненного опыта на Земле. Ишвара Пранидхана также подразумевает принятие принципа – «на всё воля Бога» и смирение с ним.

Во многих современных центрах йоги не уделяют достаточного внимания первым двум и последним четырём ступеням в системе Патанджали. В таких центрах внимание акцентируют на более понятных и простых ступенях для неподготовленных учеников: Асаны и Пранаямы.

Однако такая практика мало чем отличается от обычной гимнастики, об этом необходимо помнить выбирая место для занятий.

Восьмиступенчатая система Патанджали в аштанга йоге.

Асана

Любая асана – это устойчивое положение тела. К практике асан в аштанга йоге переходят сразу после освоения принципов Ямы и Ниямы, то есть после уменьшения действия на практикующего разнообразных внешних и внутренних раздражителей.

Существует четыре стадии прогрессии, проходя через которые практикующий осваивает конкретную асану. Успешное овладение четвёртой стадией указывает на полноценное овладение асаной на уровне гуру.

  1. На первой стадии осуществляется построение асаны, её фиксация. Существуют лёгкие и сложные асаны. И если лёгкие построить не составляет труда, то сложные вызывают трудности даже у опытных йогов.
  2. На следующей стадии осуществляется удержание уже построенной позы, предполагающее одновременный контроль над множеством мышечных групп. Удержание считается успешным, когда нахождение в асане сопровождается лёгкостью.
  3. Третья стадия предполагает постепенное расслабление мышечных групп, задействованных для построения асаны. Расслабление тела способствует расслаблению ума. Асана должна стать для тела привычным упражнением не требующим трудозатрат.
  4. На последней стадии осуществляется работа с разумом. Одновременное удержание асаны и концентрация на предмете медитации, полная сфокусированность, контроль над потоком мыслей.

Практикующий, способный удерживать асану в течении нескольких часов без особых усилий обладает высоким уровнем мастерства. А сосредоточенность разума на объекте медитации на протяжении всего этого времени, уже свидетельствует о высоком ментальном уровне практики.

Пранаяма

Это техника контролируемого дыхания, специальные упражнения для управления праной (жизненная энергия) и её последующего распределения по телу. В «Йога Сутрах Патанджали» говорится о том, что пранаямы – это самый короткий путь к осознанности ума. Правильное дыхание, медленное и глубокое, усмиряет колебания ума, способствует осознанности.

В аштанга йоге практикуют различные типы пранаям: разогревающие, активизирующие, очищающие и прочие.

Пратьяхара

Это осознанное переключение всех чувств с внешних объектов материального мира на внутреннее состояние. Ключевым моментом Пратьяхары является именно контроль над чувствами, а не умышленное их подавление или приглушение.

В «Йога Сутрах Патанджали» о Пратьяхаре сказано следующее: «Пратьяхара и последующие за ней две ступени в совокупности именуются «Саньям» и рассматриваются целостно. Они предполагают контроль на ментальном, эмоциональном и мысленном уровнях. Каких-то видимых существенных граней между этими ступенями не существует. Достижение конечного прогресса на одной ступени, плавно передвигает практикующего к следующей».

Дхарана

Техника первичной концентрации. Успешно освоенная Пратьяхара открывает дорогу к внутреннему самосозерцанию и концентрации. Дхарана предполагает концентрацию внимания на определённых внутренних и внешних объектах.

В качестве объекта концентрации может выступать пламя свечи, мантра, образ, вещь и прочее. Основная цель Дхараны – избавить от колебаний разума, развить его однонаправленность.

Такое состояние достигается тогда, когда разум сосредотачивается на одном объекте на длительное время. Регулярная практика Дхараны развивает сосредоточенность и повышает концентрацию в повседневной жизни.

Дхъяна

По сути Дхъяна – это более совершенная Дхарана. В соответствии с «Йога Сутрами Патанджали» достигается это состояние тогда, когда Дхарана осуществляется непрерывно, а поток мыслей полностью останавливается.

Такой уровень концентрации уже является более сложным и относится к медитации. Отличие медитации от концентрации заключается лишь в том, что во время неё практикующий не прерывается.

Самадхи

Конечная цель всей практики аштанга йоги, заключающаяся в достижении особого состояния ума – просветления. Достигается такое состояние при максимальной концентрации на объекте, при которой само осознание сознания теряется и расплавляется.

Побочная цель самадхи – приближение к нирване. Достичь подобного результата непросто, для этого требуется многолетняя практика.

Восхождение на последнюю ступень в системе Патанджали даётся не многим, преимущественно йогам-отшельникам, ведущих аскетический образ жизни в пещерах Индии.

 

Достижение самадхи в аштанга йоге.

Противопоказания Аштанга йоги

Главная особенность данной техники заключается в том, что она не подстраивается под конкретного человека, как например йога Айенгара, а наоборот, человек на пределе своих возможностей стремится к идеалам Аштанга йоги.

И так как техника изначально рассчитана на людей молодых, энергичных и физически развитых, то практиковать её можно не всем.

По этой причине не рекомендуется заниматься аштанга йогой людям при наличии следующих состояний и заболеваний:

  • серьёзных патологий сердечно-сосудистой системы;
  • беременным женщинам с первого по третий триместр;
  • хронических заболеваний в стадии обострения;
  • серьёзных патологий опорно-двигательного аппарата;
  • психических отклонений, заболеваний или пограничных состояний;
  • простуды, ОРВИ, или просто повышенной температуры тела;
  • паховой или межпозвоночной грыжи;
  • серьёзных патологий суставов.

Занятия для беременных женщин в первом триместре и в раннем послеродовом периоде допускаются при условии наличия у них большого опыта предыдущей практики.

Заключение

Аштанга йога – это прекрасный инструмент для трансформации тела, укрепления духа и обретения ментальной гармонии для молодых, энергичных и целеустремлённых людей.

Техника не подходит для первичного знакомства с йогой, расслабления или лечения каких-то заболеваний. Она предполагает интенсивные тренировки, в ходе которых осуществляется выполнение целого цикла асан «на одном» дыхании без какого-либо отдыха.

После каждого занятия аштанга йогой ощущается хоть чём-то, но прогресс. Он может быть незначительным, но он постоянен, в отличие от многих других видов йоги.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях